Процесс

Реквизиты для уплаты госпошлины

Банк

Отделение Благовещенск

Получатель

Управление Федерального Казначейства по Амурской области (Межрайонная инспекция ФНС РФ №1 по Амурской области)

Расчетный счет

40101810000000010003 

ИНН

2801888889 

КПП

280101001 

БИК

041012001 

ОКТМО

10701000

КБК

18210801000011000110 

Арбитражные заседатели

Арбитражные заседатели Арбитражного суда Амурской области

Биографическая справка:

Владимир Иннокентьевич Кириллов в 1971 году окончил Благовещенское высшее танковое командное училище им. Маршала Советского Союза К.А. Мерецкова, в 2004 году – Московскую академию предпринимательства при правительстве г. Москвы. Работал в органах безопасности Российской Федерации, Управлении Росреестра по Амурской области, с 2009 по 2015 год возглавлял Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области. В настоящее время является членом Общественной палаты Амурской области. Награжден различными медалями военной службы и Минюста России.

Александр Владимирович Синельников в 1979 году окончил Омское высшее танковое инженерное училище, в 2005 году – Московскую академию предпринимательства при правительстве г. Москвы. Работал в органах безопасности Российской Федерации, Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области и других организациях. В настоящее время занимает должность ведущего юрисконсульта ГКУ Амурской области «Аппарат Общественной палаты Амурской области». 

 

К истории вопроса

Арбитражные заседатели стали впервые привлекаться к рассмотрению дел в арбитражных судах в порядке эксперимента в 1995 году. Это было предусмотрено ст. 8 ФЗ от 05.05.1995 № 71-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ». Порядок проведения эксперимента, арбитражные суды, в которых он проводился, определялся Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, им же утверждался список арбитражных заседателей.

Анализ полученных результатов позволил Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации сделать вывод, что для определенных категорий споров специальные познания и практический опыт работы способствуют принятию законных и обоснованных решений.

В целом  по системе арбитражных судов России институт арбитражных заседателей был введен в 2001 году с принятием Федерального закона от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», которым урегулированы вопросы статуса арбитражных заседателей, порядок их утверждения и привлечения к осуществлению правосудия, оплаты труда арбитражных заседателей.

Статус арбитражных заседателей.

Вопросы статуса арбитражного заседателя, требования, к ним предъявляемые, урегулированы Федеральным законом от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона об арбитражных заседателях арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Законом об арбитражных заседателях установлен перечень лиц, которые не могут быть арбитражными заседателями, в него включены, в том числе: лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость; лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти; лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда; лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы; судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии); лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах; супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супруга (супруги) председателя или заместителя председателя того же арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Важность выполняемых арбитражными заседателями функций сближает их положение с положением, занимаемым судьями-профессионалами, работающих на постоянной основе: в соответствии с законом арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи.

Статьей 6 Закона установлены правила оплаты труда арбитражных заседателей. Предусмотрено, что арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации. Арбитражному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах Российской Федерации.

Формирование списков арбитражных заседателей

Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации организует проверку достоверности сведений о кандидатурах арбитражных заседателей. При этом арбитражный суд субъекта Российской Федерации вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ему сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный арбитражным судом срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления этого требования.

Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов Российской Федерации в Верховный Суд Российской Федерации и утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет, по истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть неоднократно включен в списки арбитражных заседателей в порядке, предусмотренном Законом об арбитражных заседателях

Порядок привлечения арбитражных заседателей к осуществлению правосудия

Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Частью 3 статьи 17 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено рассмотрение  арбитражным судом первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей. Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, дела особого производства, а также дела, подлежащие в силу предписаний действующего законодательства рассмотрению коллегиальным составом судей; дела об оспаривании нормативных правовых актов; дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам.

Привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей регламентируется статьей 19 АПК РФ, которая предусматривает, что арбитражные заседатели могут быть привлечены к рассмотрению дел в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с АПК РФ и другими федеральными законами по ходатайству стороны в связи с особой сложностью дела и (или) необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления.

Таким образом, ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно содержать обоснование особой сложности дела и (или) необходимости использования специальных знаний.

Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей рассматривается по правилам статьи 159 АПК РФ и суд вправе отказать в его удовлетворении, если придет к выводу в том числе об отсутствии особой сложности дела, необходимости использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления, а также по причине отсутствия в числе лиц, утвержденных арбитражными заседателями соответствующего арбитражного суда, специалистов в той сфере, в которой при рассмотрении дела требуются специальные знания.

Из предписаний статьи 19 АПК РФ следует, что процессуальное право стороны на заявление ходатайства о привлечении к рассмотрению дела арбитражных заседателей реализуется на стадии подготовки дела к судебному разбирательству (ходатайство  может быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства).

В случае, если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей  заявлено стороной после объявления судом в предварительном судебном заседании об окончании подготовки дела к судебному разбирательству и о назначении дела к судебному разбирательству, арбитражный суд отказывает в его удовлетворении (пункт 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 10.11.2011 № 70 «О некоторых вопросах, связанных с участием арбитражных заседателей в осуществлении правосудия»). Исключение из данного правила составляют случаи заявления указанных ходатайств лицом, привлеченным (вступившим) в дело в качестве стороны спора (третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора) после окончания подготовки дела к судебному разбирательству, а также стороной, которая не была извещена о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, вследствие чего не могла заявить такого ходатайства в установленный законом срок.

Кандидатуры арбитражных заседателей определяются из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном законом порядке, с учетом их специализации, путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда.

Арбитражный заседатель, получивший определение арбитражного суда о назначении судебного заседания с его участием, обязан в дальнейшем самостоятельно отслеживать информацию о движении дела и назначении последующих судебных заседаний.

Неявка, в том числе повторная, одного или двух арбитражных заседателей в судебное заседание не влечет их автоматической замены. В таком случае дело может быть рассмотрено судьей единолично, если стороны или их представители присутствуют в данном судебном заседании и не возражают против рассмотрения дела судьей единолично.

Если хотя бы одна из сторон возражает против рассмотрения дела судьей единолично, суд объявляет перерыв в судебном заседании или откладывает судебное разбирательство. Если проведение нового судебного заседания невозможно вследствие неявки в судебное заседание одного или двух арбитражных заседателей, суд по ходатайству одной из сторон вправе вынести определение о рассмотрении дела судьей единолично и открыть судебное заседание в первой инстанции.

Об арбитражных заседателях Арбитражного суда Амурской области

В период  с 2011 года по настоящее время в Арбитражном суде Амурской области рассмотрено 2 дела с участием арбитражных заседателей.